Утилизация отходов — вечный бизнес.

Хочу поговорить  подробно на тему утилизация отходов. Один из мох друзей занимается проблемами мусоропереработки. Ему принадлежит грубая, но очень справедливая сентенция о том, что есть всего два вечных бизнеса: продукты питания и утилизация отходов — «жрать и срать» человек не прекратит никогда. Бизнес на мусоре — вечный бизнес.

Бизнес на мусоре начинается с утилизации отходов

Бизнес на мусоре начинается с утилизации отходов

На обратном пути из Владивостока, в Тюмени и Челябинске (в печально известном тюрмами Копейске под Челябинском) нам удалось подробно ознакомиться с технологией решения мусорной проблемы. Вернее, с вариантами решения проблемы, т.к. веер технологий довольно широк.

Большое спасибо за организацию встреч со специалистами, чиновниками и предпринимателями мусорного бизнеса спонсору экспедиции, компании Коминвест-АКМТ.

Проблема утилизации отходов разрешима!

Я считал, что проблема мусора неотвратима, как смерть и принципиально неразрешима. Мы погрязаем в мусоре и отодвигаем тот день, когда за это придется заплатить. Ничего подобного, на самом деле мусорная задача имеет ряд изящнейших решений! И эти решения не требуют запредельных инвестиций. Давайте коротко рассмотрим всю мусорную цепочку:

Мы живем в свое удовольствие, неизбежно «производя» мусор. Известны даже примерные объемы такого «производства». Городской житель генерирует около полутора кубометров мусора в год (житель Подмосковья 1,62, в округе Челябинска 1,2 — по нормативу вывоза). Этот норматив считается и прописан для того, чтобы компании, которым оплачивается вывоз и утилизация отходов на свалке, с определенной периодичностью вывозили тонны и кубометры «вторичного продукта».

Утилизация отходов на свалке — тупиковый путь

Мусоровоз доставляет мусор на утилизацию

Мусоровоз доставляет мусор на утилизацию

Первый вариант бизнеса на отходах — подряд на вывоз и захоронение мусора. Муниципии платят подрядным организациям немалые суммы бюджетных денег за вывоз и утилизацию отходов на  свалке. Первый пункт изящных коммерческих решений — экономия на вывозе. Можно завысить договорной объем мусора и приезжать за ним реже, экономя транспортные издержки (и вот мы видим переполненные контейнеры во дворах).

Контейнеры для утилизации отходов

Контейнеры для утилизации отходов

Можно, купив мусоровоз — а это контейнер с прессом, пытаться набивать его большим объемом мусора (чтобы реже приезжать и меньше жечь бензин). От этого нерасчетного использования контейнер трескается, а мусоровывозящая компания предъявляет претензии импортным поставщикам, которые без звука заменяют контейнеры на машинах, дорожа своей репутацией.


 

Еще одна хитрость в том, куда везти мусор — ведь за «захоронение» мусора на полигонах ТБО (свалках твердых бытовых отходов) приходится платить. Можно свалить мусор куда-нибудь в бесплатное место. В таком случае мы видим стихийные свалки. Можно какие-нибудь вредные отходы (например, фенольные опилки с мебельного комбината) сбросить на полигон ТБО, как обычный мусор. И тогда мы сталкиваемся с экологической катастрофой, вроде Ларинской свалки в Егорьевском районе Московской области.

Утилизация отходов на полигоне

Утилизация отходов на полигоне (свалке) под Челябинском

Это один из самых простых и древних вариантов технологии — вывезти мусор с помойки и подальше его выкинуть. Но возможны и другие варианты, например сжигание при высоких температурах — горит все, критична только температура сжигания (при температурах горения выше 1600 градусов выгорают большинство ядовитых соединений). Так работают мусоросжигающие заводы. Но это затратно.

И последний вариант — разделение всего мусорного потока на различные фракции и использование их в качестве сырья для различных процессов. Оказывается, и такое возможно. Мусор реально использовать весь, без остатка, получая ценное сырье и реализуя его на рынке. Но для этого придется организовать разделение и сортировку. Вокруг чего и ломаются копья.

Вариантов и технологий такого разделения, а также последующего использования выделенных фракций существует множество. Но об этом читайте в следующих постах.

Михаил Самохин

Консультант, маркетолог, руководитель аналитической группы AD Wiser, специалист в области CRM, анализа лояльности и организации клиентских процессов. Эксперт в области рынков авто и health care.